Города как люди. Они рождаются, взрослеют, стареют. Некоторые города стареют красиво, достойно. Москва, например, или Ростов-на-Дону. Пятигорск стареет некрасиво. Нет в его чертах былой красоты, признаков аристократического происхождения. Он словно пожилой торговец, что стоит где-то на перекрестке и продает старые, никому не нужные сувениры из своей легендарной молодости.
Мы гуляем в районе Вечного огня. Местный краевед Владислав Алябышев рассказывает нам про музейный комплекс, посвященный Лермонтову. Один из домиков, расположенных неподалеку от комплекса, вызывает у меня интерес.
— А в этом домике, кстати, предположительно жил Мартынов, — поясняет Влад
— Он тоже входит в состав комплекса? — уточняю.
— Нет, это частное домовладение, — ошарашил меня сопровождающий.
— Домик, в котором жил Мартынов, убивший Лермонтова, сейчас является частным домовладением? — ещё не верю в услышанное.
- Ну вообще да. Там живут люди.
Пятигорск угнетает абсурдом происходящих вокруг него событий. То, что дом, в котором жил соперник Лермонтова является частным домовладением, это ещё ладно. Во время прогулки с Владом я узнаю, что на горе Машук — месте, где сконцентрировано огромное количество природных и археологических памятников, собираются построить «Зарядье по-ставропольски». То есть, на самой вершине горы-лаколлита, что сама по себе уже является памятником природы, возведут безвкусную стеклянную конструкцию, уничтожив благостную картину, которой не первое столетие любуются пятигорчане и гости Кавказских Минеральных вод. Местные жители, наблюдающие за «благоустройственной лихорадкой» уже прозвали Пятигорск «плиткогорском». Вероятно, из-за того, что здесь тоже частенько под разными предлогами ремонтируют дороги.
А недавно они выступили и вовсе со странной инициативой — прорыть канализацию в недрах Машука. Это именно там, где протекают ценнейшие минеральные источники, ради которых в общем-то туристы и посещают город-курорт. Археологи, экологи, краеведы бьют треовгу. Недавно они обратились с открытым письмом к Валентине Матвиенко с просьбой защитить курортную зону. Ведь давно известно, что спикер Совета Федерации неравнодушна к региону Кавказских минеральных вод и, вероятно, только её заступничество поможет остановить этот беспредел.
Неконтролируемая застройка курортных зон угрожает не только облику и аутентичности Пятигорска. Это серьёзно угрожает состоянию гидроминеральной базы. Археологи считают, что под угрозой исчезновения сейчас находятся даже легендарные Пушкинские и Лермонтовские ванны. Краевед Алябышев, в свою очередь, уверен — проблема заключается в том, что каждая инициатива городских и краевых властей последнего времени по благоустройству и развитию региона КМВ связана с нанесением серьёзного ущерба окружающей среде. Влад напоминил недавнюю ситуацию с разрушением вершины горы Горячая. Кажется, к людям, что искренне переживают за свой город, беззаветно любят и пекутся о нём, местные власти даже не хотят прислушиваться.
Вечером я брожу по бульвару. У местного торгового центра всегда полно молодёжи (странно, что в курортном городе она собирается не у домика Лермонтова или Пушкинских ванн, а у торгового центра). Кто-то предлагает айфон за недорого, иные вовсе нетрезвые; периодически по проспекту с диким ревом проносятся автомобили. По их номерам угадываются соседние регионы. За всеми этими дешёвыми ларьками, цветочными и юверлирными магазинами, шаурмятнями и прочим хламом стоят старые благородные дома. Но их не видно. Центр города будто превратился в огромный рынок. Грустно. Каждая прогулка вызывает какое-то отвращение. Но не к этому городу, красота которого прячется за внешним уродством торговых лавок, а к тем, кто позволил и с чьего разрешения Пятигорск стал похож на увядающего торгаша, продающего старые сувениры...
Где-то на улице Соборной моему взору открывается потрясающий вид благородных домиков, по-тбилисски уютных, с живописными балкончиками, обвитых плющом и виноградом. С этой улицы не хочется уходить. Где-то выше замок Эльзы. Вечером, в районе китайской беседки я наблюдаю покрытый дымкой старый город. Отсюда не видно всех его несовершенств. По Машуку гуляют туристы, это место ещё почти не тронуто ретивыми архитекторами и городскими властями, но, кажется, всё скоро сильно изменится и вряд ли в лучшую сторону.
Свежие комментарии